Судно «Иль де Франс» не так известно, как «Титаник» или «Нормандия». Но именно оно стало своеобразным законодателем моды для последующего дизайна всех существующих сегодня круизных кораблей. Île-de-France – французское судно, построенное на верфи Сен-Незар по заказу компании Френч Лайн (Женераль Трансатлантик). Его спустили на воду в марте 1926 года. Оно стало первым в мире кораблем, декорированным в стиле арт-деко.
Что такое арт-деко? Одно из архитектурных направлений, набравшее силу в период между двумя мировыми войнами. Ар-деко впитал в себя лучшие черты модерна и нео-классицизма, кубизма и футуризма. Поэтому характерными чертами данного направления считаются дорогие материалы – слоновая кость, серебро, платина, иридий, ценные породы древесины, крокодиловая и страусовая кожа, выложенные в строго закономерном порядке, с преобладанием геометрических, растительных и этнических орнаментов.
Дизайн «Иль де Франс» полностью соответствовал стилю арт-деко, чем коренным образом отличался от известных на тот момент лайнеров «Мавритания», «Император» и «Олимпик», оформленных в духе имперской, дворцовой роскоши. Судно, выполненное французскими судостроителями, круто отошло от «затхлых» и мало-функциональных на тот момент имперских дизайнерских выкрутасов, поэтому было признано самым модным океаническим транспортом в мире.
Например, впервые обеденный зал проходил через три палубы и был соединен огромной лестницей, облегчающей доступ к любому столику персоналу и 1786 пассажирам корабля. Впервые водный транспорт получил холл, соединяющий 4 палубы, неоготическую часовню, спортивный зал, тир и карусели для детей пассажиров. Впервые в мире пассажиры спали на кроватях, а не на койках, свойственных морякам. В декоративной отделке интерьера корабля были использованы модный по тем временам алюминий, хром, шкуры экзотических животных и полудрагоценные камни.
На момент начала эксплуатации дизайн судна стал сенсацией. Его первый выход из Гавра освещали тысячи репортеров. Не меньший успех ждал «Иль де Франс» в Нью-Йорке, куда он отправился в первый рейс. Вложенные средства принесли судовладельцам немалый экономический успех. Политики, промышленники, голливудские звезды и европейские аристократы брали билеты именно на это судно. За счет пассажиров первого класса каждый год эксплуатации давал судовладельцам миллиард франков прибыли, а вместо обычного курсирования между Францией и США, ему частенько приходилось отправляться в спец-круизы для мировой финансовой элиты.