История создания первого самолёта Можайского




Ещё древние индусы описывали летательное устройство под названием виман. В фольклоре разных народов также описываются всевозможные летательные аппараты. К примеру, ступа Бабы Яги или ковёр-самолёт. Передвигаться по воздуху при помощи каких-либо аппаратов было давней мечтой человечества. Сегодня мы с Вами поговорим о создании первого самолета Можайского.

Удивительно, но первый самолёт создал профессиональный моряк, отдавший многие годы своей жизни плаванию на кораблях. Это наш соотечественник Александр Фёдорович Можайский. В 1878 году он предложил конструкцию летального аппарата, в которой с тех далёких времён принципиально ничего не изменилось.

Самолет Можайского

Самолёт, спроектированный и изготовленный А. Можайским, состоял из крыльев, создающих подъёмную силу, силовой установки (двух двигателей), трёх винтов, фюзеляжа, хвостового оперения с вертикальными и горизонтальными рулями, а также взлётно-посадочного устройства (четырёхколесной тележки).

Модель самолета Можайского

А.Ф. Можайский ещё в 1856 году начал изучать возможность создания летательного устройства тяжелее воздуха, посвятив этой цели всю свою дальнейшую жизнь. Тогда не было никакой авиационной науки, и изобретатель проверял свои первоначальные расчёты, поднимаясь в воздух на воздушном змее, которого тянула упряжка лошадей. Первые модели самолёта, созданного им, могли устойчиво пролетать несколько десятков метров, неся нагрузку в виде офицерского морского кортика.

Александр Можайский, как учёный и исследователь, заложил основы аэродинамики, определив главные аэродинамические соотношения. Полученные данные он использовал при первых в мире аэродинамических расчетах самолета. Для дальнейших экспериментов и постройки самого летательного аппарата ему пришлось продать собственные имения и почти всё своё имущество.

К сожалению, первый полёт созданного А. Можайским самолёта оказался неудачным – аппарат пролетел несколько метров, накренился, потерял высоту и зацепил крылом землю. Причина оказалась достаточно очевидной – просто не хватило мощности установленных двигателей при высокой взлётной массе аэроплана.

Русское военное руководство исследования учёного практически не финансировало, выделив лишь на первоначальном этапе сумму порядка трёх тысяч рублей. Генералы и чиновники оказались неспособными оценить перспективу возможного создания самолёта. К тому же они почему-то считали, что аппарат сразу должен начать летать.

Читайте также:  Какой способ доставки груза выбрать – авиационный или наземный

В последние годы жизни изобретатель истратил последние собственные средства на работы по дальнейшим исследованиям и совершенствованию своего летательного аппарата. Однако завершить свои исследования не успел – после тяжелой болезни Александр Фёдорович Можайский скончался в полной нищете. Хотя он был в чине контр-адмирала, хоронили его безо всяких почестей. Заслуг гениального учёного тогдашнее руководство России так и не оценило.

Братья Райт

Только через 13 лет после смерти А. Можайского, в 1903 году в воздух поднялся гораздо более примитивный аэроплан под названием «Флайер-1», который создали братьями Орвил и Уилбур Райт. Их аппарат смог продержаться в воздухе 59 секунд, пролетев за это время расстояние в 260 метров. Изобретение братьев Райт официально признали первым в истории летательным аппаратом, оснащённым двигателем, на котором был совершён пилотируемый полёт.

Первый самолет братьев Райт

Предлагаю Вам посмотреть документальное видео по теме про самолет Можайского.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ:

Вам также понравится

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован