Возрождение экранопланов в России

A  CHajka

В настоящее время в КБ имени Алексеева ведется работа над техническим обликом аппарата А-050 «Чайка-2», с взлетной массой — 54 тонны, грузоподъемностью — 9 тонн (или 100 пассажиров), скоростью – 350 км/ч, мореходностью — 1,5 м, дальностью полета на экране —5000 км, а в самолётном режиме —1500 км. Чайку оснастят отечественной авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом.

 

Проект экраноплана «Чайка-2»

Экраноплан — уникальный самолет, способный плавать как по воде, так и передвигаться по суше. «Экранный эффект» заключается в создании «воздушной подушки» между крыльями и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способен скользить с минимальным расходом топлива, а вместо моря может быть любая другая поверхность — ледяное поле, снег.
Назначение экранопланов: военные, пассажирские, гражданские, транспортные, спасательные и грузопассажирские экранопланы.

Функции экранопланов:

  • использование по военному назначению (нанесение ракетных ударов в десантных операциях, в качестве миноукладчиков, для доставки грузов, в противолодочной и противокорабельной обороне);
  • перевозка пассажиров и грузов;
  • поисково-спасательные операции на море;
  • патрулирование акваторий (в интересах МЧС, МВД, пограничных войск);
  • ведение геолого-геофизических работ на мелководном шельфе арктических морей и обеспечение их транспортом.

Преимущества экранопланов

1. В связи с тем, что экранопланы способны лететь на предельно малых высотах (от 1 до 15 метров) эта особенность делает их менее заметными на экранах корабельных локаторов.
2. Способны летать над водой, не создавая волн, не разрушая береговую линию.
3. Позволяют снизить потребную тягу на маршевых режимах движения и повысить топливную эффективность при высоких скоростях движения благодаря высокому аэродинамическому качеству.
4.Неуязвимы для торпед и зенитных снарядов, противокорабельных ракет.
5. Полезны при проведении спасательных операций, поскольку обычные корабли не обладают достаточно высокой скоростью, а вертолеты – небольшой вместительностью.
6. Более живучи (в отличие от самолетов), малозаметны, способны принимать на борт большие по массе грузы.
7. Нет необходимости в аэродромном базировании.
8. Обеспечивают бесперевалочную, регулярную, круглого¬дичную доставку и переброс грузов, десанта.
9. Обеспечивают остановку на любых участках трассы движения без кон¬такта с поверхностью (на воздушной подушке – «режим висения»).
10.Имеют возможность мягкой, вертикальной посадки на воду.
11. Используют «воздушную подушку», снижающую взлетно-посадочные нагрузки.
12. Имеют высокую мореходность, комфортность. Отсутствие качки (свойственной судам) и режимов взлета-посадки (свойственных самолетам), позволяет пассажирам избежать таких неприятных явлений как «морская болезнь», укачивание и перегрузки, вызванные перепадами давления.
14. Амфибийность – «выход» на берег, т.е. возможность самостоятельного выхода на отлогий берег с помощью воздушной подушки, без дополнительных приспособлений.

В табл. приведены удельные затраты энергии (по мощности силовой установки) для перемещения на 1 км 1 тонны полезного груза экранопланов по сравнению с другими быстроходными транспортными средствами.

№п/п Тип транспортного средства Крейсерская скорость, км/ч Удельные затраты энергии на перемещение полезного груза,

кВт-ч / т∙км

1 Суда на подводных крыльях (СПК) 70…120 1,5…3,0
2 Суда на воздушной подушке (СВП) 70…120 0,7…2,0
3 Транспортные самолеты легкие 200…500 1,5…2,5
4 Транспортные самолеты тяжелые 650…850 0,8…2,0
5 Экранопланы легкие 120…200 1,0…2,4
6 Экранопланы тяжелые (перспектива) 320…500 0,4…0,8

Летучий эсминец

Яркими  страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты  «Лунь» и «Орленок».

 Схема экраноплана «Лунь»

 «Лунь» обладал невероятными габаритами (см. табл). Аппарат  мог одним залпом уничтожить  авианосную группировку США и по ударной мощи был сопоставим с полноценным ракетным крейсером.

 

 

Тактико-технические характеристики экраноплана «Лунь»

 

 Размах крыла, м  44,00
 Длина, м  73,80
 Высота, м  19,20
 Площадь крыла, м2  550,00
 Масса максимальная взлётная, кг  380000
 Тип двигателей  НК-87
 Тяга  8 х 13000 кгс
 Максимальная скорость, км/ч  500
 Практическая дальность, км  2000
 Высота полёта на экране  1-5 м
 Мореходность, баллов  5-6
 Экипаж, чел.  10
 Вооружение:  6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

 

Десантный «Орленок» был поменьше размером (длина 58 метров, вес 120 тонн), имел откидываемую набок носовую часть и предназначался для быстрой перевозки войск и техники.

Характеристики  экраноплана «Орленок» :

Размах крыла – 31,5 м. Длина/высота – 58,1/16,3 м.

Взлетный вес – 14 тонн.

Силовые установки – 2 стартовых мотора типа ТРД НК-8-4К и 1 маршевый двигатель ТВД НК-112 МК.

Крейсерская тяга – 15000 э. л. с.

Предельная скорость – 400 км/ч.

Дальность полета – 1500 км. Потолок по высоте – 3 тысячи м.

Экипаж  – от 6 до 8 человек. Полезная нагрузка – до 20 т.

Для объективности картины  отметим недостатки экранопланов:

1.Первые экранопланы к сожалению  не были  надежны в эксплуатации.

  1. Могут быть поражены (уничтожены) с помощью высокоточных крылатых ракет, космическими и радиолокационными средствами контроля пространства.
  2.  Дороги в эксплуатации (например, экраноплан «Лунь» приводят в движение 8 авиационных двигателей, «Каспийский Монстр» — 10 двигателей).
  1. Имеют сложную технологию изготовления.
  2. Не имеют возможности дозаправки на воде, например с танкера.
  3. Обладают невысокой маневренностью, что повышает вероятность столкновения с другими средствами транспорта, крутыми обрывами берегов и сооружениями.
  1. Для них необходимы дополнительные стартовые двигатели, которые не будут задействованы в маршевом режиме.
  2. Малая высота полёта аппарата увеличивает риск соударения с «экраном» при маневрировании, в условиях волнения, при полёте над пересечённым рельефом местности или торосистым льдом.
  3. При движении аппарата на малой высоте он на протяжении всей трассы испытывает влияние восходящих и нисходящих потоков воздуха, на которые накладываются воздушные вихри, образуемые взаимодействием ветра и волн или неровностей твёрдого экрана, то есть экранопланы постоянно движутся в опасной так называемой «зоне турбулентности».
  4. Взлёт и посадка экранопланов в условиях волнения являются одними из наиболее критичных режимов движения, в процессе которых ударное взаимодействие с взволнованной поверхностью чревато не только повреждением взлётно-посадочных устройств, но и полным разрушением аппарата.
  5. Движение экранопланов вблизи водной поверхности приводит к попаданию в воздухозаборники двигателей водяного и водно-солевого тумана, что приводит к обледенению или засолению лопаток компрессоров, вызывающих потерю мощности и перерасход топлива, повышающих вероятность отказа двигателей и снижающих их ресурс.
  6. Движение экранопланов на высотах полёта птиц повышает вероятность аварий вследствие попадания их в воздухозаборники двигателей.
  7. Управление экранопланами отличается от управления самолётами и требует специфических навыков.
Рейтинг
Варвара/ автор статьи

Люблю путешествовать и летать на самолетах, помогать людям в различных начинаниях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: