Среди людей, имеющих прямое отношение к авиации, ходит байка, как раз имеющая отношение к теме нашего разговора. Знаменитый авиаконструктор А. Н. Туполев летел вместе с большой группой советских журналистов в демонстрационном полете на свежеизготовленном Ту-114. Это был один из первых советских самолетов, в расчетах на прочность которого применили теорию аэроупругости. И на вопрос испуганной журналистки: «Андрей Николаевич, а почему крыло у самолета машет?», Туполев кратко и емко ответил: «Если бы не махало, то отвалилось бы».
Почему у самолетов раскачиваются крылья?
Когда самолет с большим размахом крыльев взлетает, то набегающий поток воздуха создает колебания и выгибает крыло. После того, как происходит отрыв самолета от полосы, крыло, с небольшой амплитудной раскачкой, постепенно успокаивается. В случае, например, с Airbus A-380 — раскачка идет с огромной амплитудой! Проще говоря, самолет после взлета начинает «махать крыльями», пока не происходит выхода на установленный режим.
Во время турбулентности крылья самолета трясутся и раскачиваются, поглощая вибрацию.
Крыло, обладая упругостью, обладает и феноменальной прочностью. Например, во время теста самолета Boeing 777, крылья сломались только после того, как были отогнуты на 24 фута (7,3 метра) от их изначального положения.