Sukhoi Superjet 100 – это не просто российский самолет, это национальная гордость России. Пройти путь от первого испытательного полета до многомиллиардных контрактов всего за 5 лет, и это после распада СССР и развала в авиапромышленности, это настоящий подвиг каждого сотрудника, причастного к созданию Суперджета. Другие названия этого же самолета — Russian Regional Jet, или SU95 (СУ95), называйте как хотите, но я влюбился в этот самолет.
Схема салона Сухого Суперджета 100
Содержание статьи:
Недавно мне лично довелось полететь на этом самолете, и я кардинально изменил свое мнение. Еще в 2012-ом году, я написал скептическую статью, о «распиле» денег, и плохо относился к отечественному самолету, перелетав при этом более сотни раз на зарубежных моделях. Старую статью удалять не буду, пусть напоминает мне о моих ошибках, сегодня я просто влюблен в этот самолет и хочу поделиться с вами этим! Вы только посмотрите на фотографии самолета Сухой Суперджет 100, какой же это красавец.
Характеристики
Сухие цифры вы найдете чуть ниже, сначала хочу с вами поделиться салоном Сухой Суперджет 100. Ведь мы, как обычные пассажиры, имеем непосредственное отношение именно к салону. Каждая авиакомпания заказывает салон под себя, вот так вот салон выглядит у самолета Сухой Суперджет 100 поставленного Аэрофлоту:
Как вы видите, в самолете 18 рядов сидений, первые три из которых — бизнес класс. В самолете сразу два туалета — по одному на класс. В передней части самолета расположена бортовая кухня. Есть модификация самолета без бизнес-класса, там 20 рядов, причем в левом ряду, там, где по два кресла, на один ряд кресел меньше — отсутствует первый ряд. Вот так вот салон самолета выглядит в 3D:
Как показывает статистика, вдвоем люди летают чаще, чем втроем. Обратите внимание на левый ряд — там всего 2 места. А значит, можно лететь без соседей. Шаг между креслами в целом аналогичен самолетам Boing или Airbus, особенность именно в местах 3+2. Между креслами — 81.3 сантиметра, ногам комфортно. Салон отделан пластиком. Единственное, что мне не понравилось — скромный по своим размерам откидной столик. Однако, я не чувствовал — откидывали ли мои соседи с заднего ряда столик, или нет — а в ином Боинге, все эти махинации сильно отдаются в спину, тут Суперджету ставлю 10 из 10, салон отличный.
А вот куда вы вряд ли попадете, как пассажир, это кабина пилотов. Она имеет современный дизайн, достаточно простой, но сразу понятно, что самолет управляется не одним, а двумя пилотами. А это уже не дизайн, это безопасность. Кроме того, самолет способен сесть как вслепую, ориентируясь только на приборы, так и полностью без данных приборов, ориентируясь только на визуальную картину из окон. И то и другое крайность, и может закончиться плохо. Конечно, все зависит и от профессиональности пилотов и слаженности работы наземных служб, но в плане безопасности, самолет садится и по приборам и без них. Кабина пилотов:
А вот вам и обещанные сухие цифры и факты технических характеристик, обеих версий самолета:
Модификация | SSJ-95 | SSJ-95LR |
Размеры | ||
Длина | 29.8 м | |
Высота | 10,3 м | |
Размах крыльев | 27,8 м | |
Диаметр фюзеляжа | 3,24 м | |
Вес | ||
Взлетный вес | До 45 880 кг | До 49 450 кг |
Посадочный вес | До 41 000 кг | |
Коммерческая загрузка | До 12 250 кг | |
Летные данные | ||
Крейсерская скорость | 830 км/ч | |
Максимальная скорость | 860 км/ч / 0,81M | |
Высота полёта | 12200 м / FL400 | |
Длина разбега | 1 530 м | 1800 м |
Дальность полёта | 3048 км | 4578 км |
Запас топлива | 15805 л | |
Салон | ||
Пассажировместимость | 98 в базовой компоновке ( увеличивается до 108) | |
Шаг кресел эконом класса | 81.3 см | |
Ширина салона | 3.2 м | |
Пассажирских дверей | 4 | |
Туалетов | 2 |
Обойдемся без сравнений с Boing, Airbus, Embraer и другими брендами. Просто скажу, что Суперджет полностью конкурентоспособен.
Краткая история создания
Самолет Sukhoi Superjet 100 появился вопреки всему. Отечественный самолет, созданный по новым технологиям, а не старая советская технология, был настолько востребован российским рынком, начиная с 2000-ых, что удивительно, что самолет совершил свой первый полет лишь в 2008-ом году. На разработку самолета было выделено около 3-ех миллиардов долларов.
История создания Sukhoi Superjet 100 выпала на 2 самых тяжелых периода для мировой экономики. Кризис 2008/2009-ого года, тогда концерн «Сухой», являющийся разработчиком данного самолета, производил первые полеты.
В России на 2018 год эксплуатируется 93 самолета.
В таблице представлены данные по производству лайнеров Сухой Суперджет 100 по годам
Итого | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Изгот. | 152 | 2 | 1 | 2 | 5 | 12 | 24 | 35 | 18 | 19 | 33 | 1 |
Поставки | 124 | 5 | 8 | 14 | 27 | 21 | 21 | 25 | 3 | |||
Летает | 110 |
Из таблицы видно, что из 5 изготовленных лайнеров проданы только 4
Российская ли это разработка
Самый важный момент, а является ли Сухой Суперджет 100 российским самолетом? Нет, не является, однако уверенно к этому идет. По последним данным – 50.83 % материалов, используемых для производства самолета, поставлялись из других стран, остальное — отечественное. Самым крупным поставщиком является французская компания PowerJet, на ее долю приходится около 35% материалов.
Однако, сама разработка – российская. Концерн «Сухой» постепенно идет к тому, чтобы не просто снизить долю иностранных материалов, а полностью свести ее к нулю. Только вдумайтесь, в 2013-ом году, доля иностранных материалов составляла 74%, а в 2014-ом уже чуть больше 50 процентов. Данных за 2015-ый год, к сожалению, пока еще нет, но они наверняка покажут, что процент снизился еще. Это одна из приоритетных задач концерна в плане производства.
Цена Sukhoi Superjet 100 и сравнение с конкурентами
Цена самолета Сухой Суперджет 100 в открытых источниках не публиковалась, однако мы получили информацию о заключении контракта Ямалом на 20 самолетов, с раскрытой суммой контракта – около 45 миллиардов рублей. Стоимость одного самолета – 2,25 миллиарда рублей. Для простоты сравнения с зарубежными аналогами, переведем все в доллары по условному курсу 65 рублей за 1 доллар. Получается, стоимость одного Сухого – около 35 миллионов долларов.
А что с конкурентами? Например, Boeing 737 примерно сопоставимый с Суперджетом в его LR комплектации (полеты до 4500 км), стоит 57,5 миллионов долларов до ввоза в Россию, а если официально оформлять его на российскую компанию, уплатив пошлины и НДС, цена самолета возрастает до 81 миллиона долларов. Только сравните, 35 миллионов против 81 миллиона. Более, чем в два раза. Цена на Airbus A-319 – 63 миллиона долларов, с уплатой всех налогов, тут разница меньше, но тоже существенная.
Покупатели самолета
Главным покупателем Сухого является Аэрофлот. В 2011-ом году был подписан твердый контракт на поставку 50 самолетов Superjet 100. И к августу 2015-ого 30 самолетов уже поставлено, остальные 20 находятся в производстве. Но не Аэрофлотом единым живет Сухой, есть другие российские и зарубежные покупатели. В России Суперджеты в количестве 10 штук заказали в Газпромавиа, все самолеты уже были поставлены.
16 самолетов уже было поставлено мексиканской компании Interjet. Им самолеты настолько понравились, что было заказано еще 14 самолетов.
Будущее Superjet 100
На сегодняшний день, главный конкурент – Boeing 737. А это, между прочем, самый популярный пассажирский самолет в мире. По статистике, в мире каждые 5 секунд садится один Boeing 737. Конечно, до таких цифр нужно еще дорасти, Boeing 737 начал продаваться в 68-ом году, и с тех пор претерпел массу изменений и модификаций, ведь компания Боинг тоже не стоит на месте. Хотя учитывая цену на Суперджет, у Сухого точно получится посоревноваться за клиентов не только в России, но и по всему миру.
К 2025-ому году, эксперты прогнозируют расширение географии распространения самолета, до 26 стран, и эти страны уже известны, так как проявили интерес. Если удастся заполучить контракты у европейских компаний, что в связи с санкциями 2014-ого года, проблематично, география может значительно расшириться.
Азиатский рынок растет такими темпами, что в течение 2-ух лет перегонит американский по количеству перевезенных людей. Для России данный рынок является приоритетными, ведутся переговоры с азиатскими перевозчиками разных классов – от лоу-костеров до национальных авиакомпаний, и в ближайшие 10 лет нас ожидает мощный прорыв вперед, в основном за счет внутреннего российского и рынка Азии. А если вы интересуетесь российскими самолетами, то рекомендуем почитать о самолете — МС-21.
Валерий, а где вы взяли цену в 39 млн долларов? Да, рубль на сегодняшний день значительно укрепился и сильней, чем был летом 2016, когда написан материал. Допускаю, что стоимость в иностранной валюте для зарубежных покупателей выросла, но я еще нигде не встречался с ценой 39 млн долларов.
Я не спорю с вами, вы приведете авторитетные данные, или даже ссылку на каталог с такой ценой, я поправлю данные и буду вам благодарен.
Данные об импортных составляющих можете найти на отличном проекте, где собрано еще больше данных, чем у меня: superjet.wikidot.com , там много материалов,
Вокруг формулы, как считать % локализации множество споров. Простой пример (вымышленный), если самолет на 50% состоит из импортных деталей это НЕ РАВНО, что самолет на 50% импортный. Вот отличный объяснительный пример с вышеупомянутого проекта: Пример:
Допустим, вы построили дом за 1 миллион. При этом закупили стройматериалов на 600 тысяч. Остальные деньги ушли на прочие расходы (зарплату, транспорт, энергию и т.д.). Из закупленных стройматериалов 330 тыс ушло на импортные, и 270 на отечественные. Итак, в структуре затрат у вас доля «комплектующих изделий и полуфабрикатов» — 60%, а импорта из них: 55%. Таким образом при строительстве вашего дома «на запад» ушло 330 тыс, или 33% денег.
Чем вам мексиканцы насолили? Во-первых, у них уже 22 самолета, а начинали они с 4 «на пробу», после обкатки приняли решение укомплектовать парк российскими Интерджетами. А во-вторых, я лично летал мексиканцами, и их компоновка салона меня более чем устроила. Я был в Мексике весной 2016-ого, и летал SuperJet’ом. Суперджетом, в Мексике. На секунду остановитесь на этом предложении. SuperJet’ом в Мексике. SuperJet’ом. В Мексике.
Если сравнивать обывательски Boeing 737 и Сухой Суперджет 100 — это разные по классу машины, я в курсе, спасибо. Сухой Суперджет 100 — прямой конкурент, так как может заменить Boeing 737 во многих случаях. При низкой эксплутационной стоимости и низкой закупочной цене, и отсутствии необходимости иметь бОльшую машину, какой смысл пускать Boeing 737? Согласен с вами, напрямую самолеты не сравнимы, но тот же InterJet тому яркий пример.
И что за скепсис в ваших словах? Наши сделали отличную машину, уже получившую признание. Да, неидеальна. Да, частично зависима от заграничных поставок. Но это разве плохо в современном мире? Глобализация. Падение рубля лишь играет на руку нашим, работа над самолетом — это не три дня в гараже. Вообразите, сколько нового создано, сколько разработок, и нам определенно есть куда стремиться и что развивать, но я все равно считаю, что SuperJet 100 — национальная гордость России.
Автор, дайте ссылки, откуда Вы взяли текущие % локализации и стоимость? Прайсы на начало 2017 года называют сумму 39 млн. — это примерно 80% от Бомбардьеров и Эмбрайеров аналогичных ТТХ и пассажировместимости. При том, что рубль за время производства самолета упал к мировым валютам в 2 раза — к лешему такое «импортозамещение»!
Да и сравнивать цены на импорт с российскими пошлинами/налогами некорректно: это все императивные хотелки кремлевских чиновников, а вот отпускные цены заводов-производителей (иными словами, сравните стоимость «Жигулей» с Тойотой в Японии и Мерседесом в Германии)?
Неудивительно, что основными эксплуатантами машины на сегодня являются аффилированные Аэрофлот и Газпром, единственный массовый заграничный оператор — мексиканцы…
Ну и с «конкурентами» типа Боинга 737 — поосторожней, дабы не выглядеть совсем смешным…
Я бы все таки поправил автора! Боинг и Аэрбас не делают самолеты в сегменте 95-100 пассажиров! Было бы корректней сравнивать с Эмбраерами и Бомбардье! И по цене и по качеству. Ждем новых публикаций!