Вокзалы с историей: железнодорожные вокзалы Москвы

Как бы ни развивались технологии, а поезда на протяжении вот уже не одного десятка лет остаются самым популярным видом транспорта в России. И каждого, кто въезжает в Москву на поезде, встречают самые настоящие архитектурные памятники, отражающие и историю железной дороги, и целую эпоху её зарождения. Вот уж поистине: железнодорожные вокзалы Москвы – это больше, чем просто вокзалы.

У большинства из них достаточно солидный возраст и богатая событиями история. Вот к ней, к истории вокзалов, и обратимся мы сегодня.

Первый

Не вспомнить о нём невозможно: ещё бы – ведь именно с него, можно сказать, и начиналась железная дорога Москвы. Это Ленинградский вокзал. Вернее, в 1855 году, когда он открывался, он носил имя Николаевского, а на сегодняшний день является памятником архитектуры, охраняемым государством. Архитектором вокзала стал знаменитый уже в то время Константин Тон: в Москве по его проекту были построены Большой Кремлёвский дворец и Храм Христа Спасителя, а в Петербурге – помимо прочего Екатерининская церковь.

Уникальность Ленинградского вокзала заключается в том, что он строился по тому же проекту, что и Московский в Петербурге: снаружи – строгое двухэтажное здание, в центре которого возведена двухъярусная башенка, внутри – просторный вестибюль, пассажирские залы, помимо этого здесь были и императорские комнаты. Служебные квартиры для железнодорожников и начальников располагались на втором этаже. Дважды с тех пор вокзал менял название, несколько раз перестраивался, однако это были лишь обновления и не очень значительные реконструкции: вас и сегодня встречает практически то же здание вокзала, что и в Питере. Кстати, как ни странно, Ленинградский вокзал, находящийся на территории Москвы, не принадлежит Московской железной дороге – единственный из всех столичных вокзалов.

Модный

Ещё один памятник – инженерного искусства и архитектуры. Перед вами – Киевский вокзал, первое здание которого было построено в 1899 году. Впрочем, первое строение абсолютно не понравилось москвичам – они принялись потешаться над каким-то «срубом», возведённым провинциалами (правление «Общества Киевско-Воронежской железной дороги», чьими усилиями вокзал и появился, находилось в Курске). Собственно, именно так – срубом, и выглядело это сооружение – длинное одноэтажное здание с двумя входами. Бывший тогда ещё Брянским, вокзал перестраивается. В результате той перестройки и проводившихся немного позднее реконструкций, мы и можем видеть теперешнее эффектное величественное здание в стиле неоклассицизма, изящно подчёркнутое трёхаршинными стальными арочными фермами. Не менее впечатляюще выглядит и остеклённый арочный дебаркадер, пролёгший над платформами.

Торжественный

На строительство этого вокзала денег изначально более чем хватало – ведь его проект финансировали Смоленское земство и московские промышленники. Поводом к его возведению в 1870 году послужило развитие торговли в этой части империи. Правда, прежде, чем вокзал получил своё нынешнее название, он назывался сначала Смоленским, затем – Брестским, потом – Александровским, некоторое время – Брестско-Балтийским, и лишь в 1936 году он получает наконец своё теперешнее имя – Белорусский вокзал. Почему «торжественный» — спросите вы? Всё дело в истории – в 1896 году, на планируемую коронацию Николая II для встречи императора с семьёй потребовалось построить на тогда ещё Брестском вокзале Императорский павильон. Не проходит и несколько месяцев, как по задумке известного архитектора Льва Кекушева, которому было доверено это важное дело, в правой части вокзала вырастает настоящий терем. Его ещё не раз потом использовали для встреч высокопоставленных и знатных лиц, но, к сожалению, в 1908 году деревянное здание всё же было снесено – во время перестройки.

Незаметный

Пожалуй, самым неприметным из всех можно назвать Курский вокзал. Уже с самого начала его ожидала несколько странная судьба: построен он был в 1860-х годах вообще в другом месте – даже за тогдашними пределами города, у Покровской заставы. Благо, что впоследствии всё же вопрос с продолжением железнодорожной линии дальше в город был рассмотрен – но вновь неудача: у частных владельцев просто-напросто не хватает средств для осуществления планов. Перенести его смогли только в 1896 году, когда железнодорожная линия была выкуплена государством. Впрочем, уже в 1938 году построенное по проекту Н.Орлова здание было полностью переделано, а в 1972 году и его старый фасад «закрыт» новым, модернистским (при том, что старые внутренние помещения сохранены). В начале 2000-х годов и этот фасад заслоняет здание торгового центра «Атриум» — в итоге Курский вокзал становится практически невидимкой.

Свой интересный случай или заманчивая история  есть, наверное, у каждого из девяти вокзалов Москвы. Взгляните только: радует взор «неорусский» Ярославский вокзал, чем-то кажется неуловимо-знакомым (похоже, в каком-то фильме видели) Павелецкий, а башня Казанского вообще удивительно напоминает башню Сююмбюке – ту, что стоит в Казанском кремле. Да, у каждого вокзала – своя история. Своя судьба.

Рейтинг
Варвара/ автор статьи

Люблю путешествовать и летать на самолетах, помогать людям в различных начинаниях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: